+7 (812) 923-25-27

Это было в субботу, 6 апреля 2019 года.

Оратор-До Оратор-До Оратор-До

Это было в субботу, 6 апреля 2019 года. Мастер-класс "Ораторское искусство" в Санкт-Петербургском Государственном Университете. И что характерно: ЧЕТВЁРТЫЙ год подряд, ЧЕТЫРЕ часа подряд, в ЧЕТЫРЕ раза больше слушателей, о ЧЕТЫРЁХ типах человеческого воплощения на публике. Оратор-До — система развития ораторского искусства как-то так:)

читать статью

Автор: Владимир Брик

"Ораторское искусство. Секреты успеха"

Владимиру Брику

Когда тренинг закончился, ко мне подошла Александра, сказала: "Я предполагала, что будет хорошо, будет интересно, будет весело, но я не предполагала, что будет так глубоко, спасибо большое". Было очень приятно это услышать, и в очередной раз внутри меня прозвучала фраза из спектакля, который я очень люблю: "Значит все не зря":) А потом Алёна прислала стихи... Послушайте, пожалуйста... Это чудесно:) P.S. Это был тренинг "Ораторское искусство. Секреты успеха"

читать статью
Оратор-До Оратор-До Оратор-До Оратор-До Оратор-До

Автор: Владимир Брик

Принцип "Рупор – воронка" или закон сохранения энергии в Оратор-До

Принцип Рупор – воронка или закон сохранения энергии в Оратор-До

Поговорим о двух диаметрально противоположных способах работы оратора. Противоположных по способу передачи энергии слушателям, по способу воздействия на аудиторию. Первый способ – это работа вживую, работа с аудиторией, которая присутствует в зале и оратор, соответственно, тоже в зале. Этот способ назовём – РУПОР (энергия идёт из точки вширь). Он (способ, стиль выступления) интуитивно многим знаком (вспомним детство, каждый из нас, орущих младенцев, пользовался этой техникой для привлечения внимания к себе). Оратор, работая способом РУПОР, распространяет свою энергию широко, он усиливает или уменьшает её перемещениями, громкостью голоса, жестами, содержанием, темпоритмом и т.п., в зависимости от реакции аудитории. Оратор работает широко, он работает всем своим существом. Он должен охватить все участки зрительного зала, поэтому он распространяет свою энергию на всех словно РУПОР, чтобы всем хватило. Возможно ли в таком стиле работать, проводя вэбинар или ВКС (видеокоференцсвязь)? Полагаю, что не получится. Во-первых, проводя вэбинар, вы работаете только частью своего тела, воздействие уже уменьшается, а во-вторых, если будете работать широко перед камерой, это может показаться неадекватным для слушателей, может получится наигрыш, чрезмерность существования. Большинство ораторов это понимают, чувствуют и начинают работать по-другому не так широко, не как РУПОР. И вот тут-то многие и попадают в ловушку незнания некоторых секретов существования перед камерой, секретов, известных киноактёрам, телеведущим и тем, кто уже много работает, так сказать, «в кадре». Секрет заключается в законе сохранения энергии. Это означает, что, чтобы на слушателя, на зрителя воздействовать с экрана монитора, с экрана телевизора так же успешно как вживую, надо выделять то же самое количество энергии, что и при живом выступлении. Но… Чтобы это получилось, и чтобы это гармонично выглядело, надо работать с аудиторией вторым способом – ВОРОНКОЙ (рупор наоборот –энергия собирается в одну точку). Вся энергия оратора должна собираться и транслироваться в одно единое место – в камеру, а в камеру она попадает через глаза. Глаза не должны быть сумасшедшими, они должны быть наполнены смыслом и желанием донести этот смысл. Камера всё лишнее видит в преувеличенном виде: мимика, жесты, движения, нечёткость речи, а обычное существование она делает безэнергетичным. Именно поэтому нам важно научиться собирать всю энергию и транслировать её через глаза, а всё остальное минимизировать. Вот в чём состоит принцип существования – ВОРОНКА. Транслировать энергию через глаза, заполнять кадр энергией. В этом случае внимание аудитории вам обеспечено. Конечно же, для освоения способа ВОРОНКА надо тренироваться, надо записывать себя во время вэбинаров на камеру, анализировать, снова записывать. Наблюдать за телеведущими, за теми, кто успешно проводит видеовыступления, и обращать внимание на их глаза и лаконичность всего остального (мимики, жестов, движений). И снова пробовать самому. Дорогу осилит идущий. Удачных вам выступлений и видеоконференций! Владимир Брик. P.S. освоить техники и принципы Оратор-До - системы развития ораторского искусства можно на моих тренингах, расписание по ссылке: https://radario.ru/hosts/4464

читать статью

Автор: Владимир Брик

КНИГИ ПО РИТОРИКЕ

КНИГИ ПО РИТОРИКЕ

Название: Основы искусства речи Автор: Поль Сопер Жанр: ораторское искусство Описание: Каждому человеку хоть раз в жизни приходится выступать перед аудиторией; при этом многие испытывают определенные затруднения. Как сделать свою речь наиболее убедительной, выразительной и доходчивой? В книге П. Сопера представлен целый свод практических наставлений, как подготовить свое выступление и овладеть всем тем, что входит в понятие «искусство речи». А именно —- даются советы по содержанию выступления, его форме, определению задач и целей, учету аудитории, постановке голоса, внешнему виду, поведению, по совершенствованию речи для любого человека, независимо от рода его деятельности. Основы речи Речь — это человек в целом Главная функция речи — общение Публичная речь в основном похожа на обычную беседу Красноречие требует подготовки Публичное выступление — дело ответственное Первые речи Подготовка речи Проба речи Произнесение речи Как развить уверенность в себе Виды подготовки к выступлению Задания Выбор темы. Определение целевой установки Тема речи Общая цель Развлекательная речь Информационная речь Воодушевляющая речь Убеждающая речь Призывающая к действию речь Конкретная цель Название речи Рекомендуемые темы Задания Форма — Анализ состава классной аудитории Подбор материала. Записи Как собирать материал Как искать литературу Составление заметок Конспект Работа над конспектом Редактирование конспекта Применение конспекта Примерный конспект: Информационная речь Задания Вспомогательный материал Определения Сравнения Примеры Ссылки на авторитеты Статистические данные Наглядные пособия Задания Форма — Критические замечания Внешний облик оратора Внешность Манеры Поза Жесты Задания Форма — Критические замечания Голос Звучность Упражнения Темп Высота Упражнения Тембр Задания Произношение и артикуляция Произношение Артикуляция Форма — Критические замечания План информации речи Интересная и ясная речь План введения Вступление замечения Изложение конкретной цели Пояснение Обзор главных разделов темы План главной части План заключения Задания Форма — Критические замечания Доводы агитационной речи Логические доводы Способы доказывания Ошибки в суждениях Психологические доводы Разновидности желаний Правила применения психологических доводов Задания План агитационной речи Введение Главная часть речи Заключение Задания Форма — Критические замечания Язык Грамматическая правильность Точность Уместность Экономичность Оригинальность Задания Форма — Критические замечания Заключение Приложение . Речь по микрофону Приложение Дискуссия и парламентская процедура Приложение . Выборки для устных упражнений Приложение . Образцы речей Алфавитный справочник Перевод с англ. С. Д. Чижовой; Под ред. К.Д. Чижова и Л.М. Яхнича. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. — 448 с.

читать статью

Автор: Владимир Брик

Техника Оратор-До «Начинай выступать за кадром!»

Техника Оратор-До «Начинай выступать за кадром!»

Однажды после мастер-класса по публичным выступлениям ко мне подошёл молодой человек и спросил, что ему делать, как справиться со страхом который к нему приходит во время выступления? Этот страх именно приходит, наваливается спустя какое-то время (не более минуты) от начала выступления. Вот что я ему предложил, и что может быть пригодиться и вам. Дело в том, что главной «ошибкой» оратора, испытывающего страх при обстоятельствах, описанных выше, является то, что он «начинает своё выступление». Смешно, не правда ли? А как это? Что это означает? - Чувствую я ваши вопросы. Ну, да, он начинает своё выступление, он для этого и вышел! – продолжается ваше негодование в мою сторону. Ну что ж, тогда слушайте. Прошу сразу меня извинить за директивный тон, но так пойдёт быстрее:) Начинай выступать за кадром! Начинай выступать за кулисами! Это мой вам совет, и вот что это означает. Когда вы смотрите какой-нибудь фильм, то вы видите только то, что вам решил показать режиссёр, вы ограничены теле- или киноэкраном, на котором перед вами несутся кадры сцен, а на самом деле актёр начинает играть сцену «до кадра», более того актёр зачастую играет сцену «после кадра». В театре актёр начинает свою сцену за кулисами, он за кулисами уже персонаж пьесы, он уже в роли, он появляется перед зрителем уже в образе (если, конечно, это хороший артист), а не включается как электроприбор на глазах у зрителей, нет, уже включённый появляется. И очень важно, что артист, уходя за кулисы, доигрывает сцену, его уже не видит зритель, а он всё ещё играет. Это можно сравнить с прыжком. Чтобы перепрыгнуть что-то существенное, надо разбежаться, оттолкнуться, пролететь, приземлиться и остановиться. Почему наваливается страх в публичном выступлении? Потому что оратор пытается «прыгнуть» без разбега. Вот где главное волнение-то и выскакивает! Начинай работать до выступления. Психологически как бы размывай точку начала выступления. Не обозначай для себя точку начала выступления. Начало выступления, не должно быть похоже на прыжок с парашютом. Но и не превращай начало в бессмыслицу. Итак, если вы имеете привычку очень волноваться именно в начале вашего выступления, то я предлагаю вам придумать «закулисье» вашего выступления, вы как бы начали, но ещё не начали. В «закулисьи» можно раздать какой-нибудь раздаточный материал. В этом действии вы уже на сцене, вы уже в роли оратора для аудитории, но пока ещё «не выступаете», вы «работаете за кадром». В «закулисьи» можно что-то поправить на сцене, чтобы вам было удобно, к примеру, перевернуть лист флип-чарта после предыдущего оратора, занавесить окна, либо наоборот убрать шторы, можно разложить какие-то свои вещи, которые впоследствии будете использовать во время выступления. Не бойтесь, что публика заскучает! Если ваши действия будут осмыслены, логичны, необходимы, то аудитории будет интересно за вами наблюдать. Если есть возможность пообщаться хотя бы с частью аудитории до выступления – это тоже может быть одним из вариантов работы «за кадром», «за кулисами». Дерзайте, творите, придумывайте новые способы «работы за кадром, за кулисами», и я вас уверяю, вам будет становиться всё проще и проще справляться с волнением первых минут вашего выступления. Успешных выступлений! P.S. освоить техники и принципы Оратор-До - системы развития ораторского искусства можно на моих тренингах, расписание по ссылке: https://radario.ru/hosts/4464

читать статью

Автор: Владимир Брик

Принцип десантника

Принцип десантника

Одним из страхов, который одолевает и преследует оратора во время выступления, является страх забыть слова своей речи, страх забыть текст, который готовился для выступления, либо оказаться в ситуации, когда, что-то пошло не так, как вы задумали, и вы «сбились с текста». У актёров эта тема, забыть текст роли во время спектакля, вообще является сюжетом для самого кошмарного сна:) По опыту скажу, что актёрам сложнее, чем ораторам, текст авторский, а если ещё и в стихах, то можете себе представить «забыл одно слово и всё! нет рифмы!» … Как правило все мизансцены разведены на реплики, реплики на физические действия, действия на взаимодействия с партнёрами..., а ты что-то забыл, рушится буквально всё… Почему же я вначале обмолвился, что актёрам сложнее, чем ораторам, т.е. ораторам получается, что легче. Потому что существует «принцип десантника», который я открыл на одном из своих тренингов по ораторскому искусству в далёком 2009 году. 2 августа в России отмечают день десантника. Десантники - бравые парни, мужчины, защитники нашего отечества. Я сам, будучи школьником, мечтал служить в ВДВ, но не судьба. Так вот, у десантников есть лозунг, боевой клич: «Никто кроме нас!» Сильная фраза и очень требовательная. Она то нам и поможет, она то и натолкнула меня на мысль следующий принцип назвать «принципом десантника» в ораторском искусстве, вот как он звучит: «Никто кроме нас не знает, что мы должны здесь (здесь - имеется ввиду, на сцене) сказать!» Я к лозунгу десантников «никто кроме нас» добавил «…не знает, что мы должны здесь сказать». Так и родился этот принцип. Использование этого принципа даст вам такую свободу на сцене, на какую вы раньше даже не рассчитывали, и которой нет даже у актёров. Вы являетесь творцом, создателем своей речи, своей презентации, только вы знаете, что должно быть на самом деле произнесено, какие слова должны быть использованы. Вы в одном лице и автор, и режиссёр, и исполнитель своей речи! Вы можете свою речь менять по ходу выступления! Вы и альфа, и омега! «Никто кроме нас не знает, что мы должны здесь сказать» означает, что не важно какими словами я передам главную мысль аудитории, главное, чтоб это была та мысль, главная мысль, которая задумывалась в момент подготовки. Вас с бумажкой, с книжкой, с пьесой никто не будет проверять: «то ли слово вы сказали?» «ту ли реплику использовали?», пальчиком никто не погрозит, двойку никто не поставит, с работы никто не уволит. Вы всегда можете сказать, что так и было задумано. И это не лукавство, это закон живой речи, речи рождённой здесь и сейчас. Как это работает в жизни, вы можете посмотреть на простом примере: вам надо объяснить кому-то, как добраться до вашего дома, и вы это сделаете более или менее успешно. Ту же самую задачу мы дадим (поручим), скажем, вашему соседу. И он тоже это сделает и тоже более или менее успешно, т.е. объяснит кому-то как добраться до вашего дома. Вы одну и ту же задачу выполните, вероятнее всего, по-разному, разными словами, разными ориентирами будете пользоваться, но мысль будет одна: «как добраться до вашего дома». Жизнь, опыт показывают, что во время выступления оратор (особенно начинающий) очень часто произносит далеко не те слова, не тот текст, который задумывал до выступления. Безусловно, во многом виной тому плохая подготовка, а также чрезмерное волнение. Но! Ещё хуже, если выступающий впадает в ступор или начинает оправдываться из-за того, что, как ему кажется, он начал говорить не те слова и не так хорошо, как у него получалось на репетиции, или как было на прошлом выступлении. Чёрт побери, действуй сейчас! Доноси мысль сейчас! Другими словами, другими средствами нежели ты планировал, но действуй! Никто не знает, как у тебя должно строится выступление, но все ждут результата, который ты им обещал, обещал в анонсе выступления, в заявленной теме, в предложенном тезисе. Помни про «принцип десантника»! Никто кроме нас не знает, что мы должны сказать, что мы хотим сказать, что мы будем говорить. Будем свободны, друзья, в средствах, в словах. Главное - мысль, цель, результат. С «принципом десантника» нет понятия «забыл, что хотел сказать», есть понятия «мысль, цель, результат» и желание оратора довести слушателя до них. Успешных выступлений! P.S. освоить "принцип десантника" и другие принципы Оратор-До - системы развития ораторского искусства можно на моих тренингах, расписание по ссылке: https://radario.ru/hosts/4464

читать статью

Автор: Владимир Брик

Оратор-до

Очень часто вспоминаю фразу, пришедшую в мою жизнь из уроков актёрского мастерства: «Актёр не должен играть хорошо, актёр не должен играть плохо, актёр должен играть точно». Сделайте паузу, почувствуйте эту мысль… Точно… Что-то волшебное происходит, когда возникает это самое «точно». Я много где в жизни проверял этот принцип, и похоже он работает везде, везде, где хотите увидеть, простите за такое слово, успех. Поезд пришёл вовремя, т.е. точно, что это как не успех, деталь на производстве выполнена точно по размерам, что это как не успех, кассир точно выдал вам сдачу, и так далее … оратор подобрал точные слова, которые «попали в слушателя» - успех. Не правильно говорить много, не правильно говорить мало, правильно говорить столько сколько нужно, т.е. точно. Иногда у нас в театре и кино произносят такую фразу: «Это за гранью искусства…». Происходит это от слишком точного проживания, слишком правдивого, очень искреннего проживания, что стирается грань, где артист, а где герой, где действующее лицо, а где исполнитель, и ты не понимаешь, глядя на всё это – это выдуманная история, или это чистая правда. Хорошо это или плохо добиваться такой точности? Лично от себя скажу – хорошо, но только в том случае, если после того как действие закончилось, действующее лицо снова стало лицом собственным:) Именно эта группа мотивировала меня вспомнить и поделиться этими мыслями, за что ей огромное спасибо. Спасибо, друзья, крепко обнимаю вас! #оратордо #системаразвитияораторскогоискусства #путьоратора

читать статью

Автор: Владимир Брик

Несколько подвигов сидящего на трёх стульях

Несколько подвигов сидящего на трёх стульях

#оратордо #путьоратора #системаразвитияораторскогоискусства Оратор-До делает добро или несколько подвигов сидящего на трёх стульях :) (Из архива: "Если боишься не усидеть на двух стульях, подставь третий и расположись как на диване". (с) Владимир Брик 12.02.2016) Спасибо, друзья, за работу, за успехи, за взаиморазвитие!

читать статью

Автор: Владимир Брик

Принцип ответственности Оратор-До: «Ты отвечаешь за всё»

Несколько подвигов сидящего на трёх стульях

Поговорим об ответственности в ораторском искусстве в узком и широком смысле. В узком смысле. Оратор, в коммуникации ты отвечаешь за всё! За результат своих выступлений, за понимание тебя аудиторией, за твои отношения с аудиторией, за отношение аудитории к тебе. Оратор, тебе запрещено произносить фразы типа: «Вы меня не так поняли!»; «Вы меня не услышали…»; «Если бы вы были внимательнее…». Если по какой-то причине аудитория тебя не поняла, извини, друг, но это только твои проблемы, и не надо свои проблемы перекладывать на плечи аудитории. Если по какой-то причине аудитория была не внимательна к тебе, то это тоже твои заботы, твои трудности, с которыми ты должен справиться. Вышеобозначенная «болезнь» обычно проявляется во время вопросно-ответной сессии в публичном выступлении, а также я очень часто встречаю эту «болезнь» у спикеров на совещаниях. Имя этой «болезни» - безответственность. Безответственность в таком очень скрытом варианте. Это как паразит какой-нибудь, пристроится к здоровому организму и питается, питается, а организм и не понимает, почему он быстро устаёт, или не так силён, как раньше. Что же делать? А всё довольно просто. При любом своём выступлении, будь то презентация или представление своего проекта, до банального объяснения по телефону, как проехать к вам в офис, берите ответственность за коммуникацию на себя. И при любом недопонимании произносите фразы типа: «Вероятно, я не так выразился…», «Вероятно, этот момент лучше повторить…», «Я попробую объяснить это по-другому…», «Возможно, сейчас я выражусь более точно…». Что же произойдёт? Первое, на тонком уровне вы перестанете думать про аудиторию (аудиторией может быть и один человек), что она тупая, т.к. не понимает вас, и как в притче «про десять коров» (кто не знает эту притчу, дайте знать, я расскажу), аудитория почувствует ваше доброе отношение и никогда не будет тупой. Второе, когда нет места агрессии с вашей стороны, а есть забота и понимание, с аудиторией происходят волшебные вещи, порой которые даже не предсказать, но которые могут приятно удивить оратора, как минимум это будет уважение к оратору. Итак, попробуйте всегда брать ответственность за коммуникацию на себя. Вы и только Вы за всё отвечаете! Последней фразой я плавно перешёл от узкого смысла ответственности к широкому. Об этом широком смысле написано очень много книг по личностному росту, сказано много слов различными «гуру», но смысл один: «Ты и только ты отвечаешь за то, кто ты есть, и что с тобой происходит». Простая истина, но так сложно её принять. Когда же примешь, всё само-собой раскладывается по полочкам. Желаю Вам принять принцип ответственности за свои выступления и за свою жизнь. И на последок снова немного в узком смысле об ответственности. Я назвал это «принцип Атоса»: -Скажите, Д’Артаньян, это нужно только королеве или это нужно Вам? -От этого зависит жизнь ещё одной женщины, это нужно мне, Атос. -Так в чём же дело?:) Я всегда вспоминаю этот принцип и озвучиваю его, когда меня просят помочь подготовиться к выступлению и говорят что-то типа: «Вот мне дали тему, я должен выступить, шеф сказал то-то и то-то…» Иначе, кто-то кому-то чего-то должен. Дорогой мой друг, выступать тебе, жить тебе, отвечать тебе… Пока ты не поймёшь, что «это нужно тебе, а не королеве», ничего у тебя толкового не получится. Оратор, ты отвечаешь за всё! Успехов, друзья! И помните про ответственность и про «Принцип Атоса».

читать статью

Автор: Владимир Брик